Запомнить всё и даже больше!

Многие сталкивались с ситуацией, когда нужно запомнить большой объём информации, например, перед экзаменом, а времени на это не хватает. Часто люди начинают лихорадочно читать, пытаются вызубрить как можно больше – и в результате не только запоминать не получается, но и понять смысл прочитанного материала становится труднее.

Мария Денисюк – пятнадцатилетняя школьница из Минска. Она уже многим известна благодаря своей удивительной памяти. Мария увлекается историей знатных семей 15-17 веков и знает в лицо сотни вельмож! Она может легко определить, кто из исторических личностей нарисован на портрете, и это позволяет ей находить ошибки в подписях к портретам в заграничных галереях.

1
Мария со своей мамой. Фото: Алёна Зайцева

На вопрос о том, как ей удаётся так точно запоминать портреты, Мария отвечает: «Мне просто интересно. Посмотрев на картину, я сразу узнаю, кто на ней.»

Действительно, не только Мария считает, что искренний интерес поможет запомнить большой объём информации. Многие авторы, которые пишут про техники быстрого чтения, много внимания уделяют именно пониманию и запоминанию текста, а главным их советом в этом является «постараться найти интерес к материалу». Ведь если нам что-то интересно, оно запоминается само собой!

В разговоре Мария упоминает о своих способностях к изучению языков. Для неё нет ничего удивительного в том, что она может читать и понимать информацию на многих иностранных языках, включая датский, шведский, немецкий и другие.

«Я часто читала статьи на иностранных языках, потому что обнаружила, что в них информации больше, чем в русскоязычной версии. Я не всегда пользовалась переводчиком, часто тексты на незнакомом языке читала сама. Лексика из разных языков отождествлялась, и я понимала, что в разных языках слова образованы от одного европейского корня, и такие слова имеют похожие значения. Например, когда я читала какой-то текст на голландском, я увидела и распознала слово «сердце», хоть раньше я никогда не переводила его с голландского…»

Второй совет, который обычно дают авторы различных методик запоминания, заключается в том, что нужно систематизировать информацию, обнаружить в ней логическую составляющую. Вам нужно попробовать найти какие-то закономерности, например, как сделала Мария в случае с одинаковым происхождением слов. Вы можете разбить информацию на составные части, выделить ключевые моменты. Ведь намного проще найти чему-то логическое обоснование, чем пытаться механически выучить материал.

Не стоит забывать, что у разных людей бывают свои особенности памяти. Следует вспомнить про знаменитую классификацию Ефремцева, который разделил всех людей по типу восприятия информации на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Мария воспринимает информацию в основном визуально, у неё хорошо развита зрительная память. Именно поэтому она отлично запоминает лица людей, узнаёт слова по общему корню, а также обожает рисовать. В помощь визуалам будут различные графические схемы, рисунки, иллюстрации – так процесс запоминания пройдёт быстрее и эффективнее.

Тем, кто является аудиалами, в некоторой степени повезло: они могут запомнить материал, всего один раз прослушав лекцию. Однако, когда нужно запомнить много информации, людям с таким типом восприятия приходится иногда про себя, а иногда даже вслух проговаривать слова, что делает процесс более длительным. Но не таким длительным, как для кинестетиков – ведь для них лучший способ что-то запомнить – написать текст от руки.

Многие специалисты советуют в процессе обучения использовать все три канала восприятия информации. Следует заметить, что сейчас этот принцип используется во время лекций в университете: преподаватель демонстрирует презентацию, озвучивает информацию, а студенты конспектируют. Так почему же все студенты до сих пор не отличники?